Киноплагиат. Кто что украл и что им за это было

Киноплагиат. Кто что украл и что им за это было

Согласитесь, ведь случается так, что сидишь в зале кинотеатра или перед телевизором, и пытаешься понять, а почему картинка на экране столь знакома? Может, ты уже видел подобные сюжетные хода? Или персонажей с похожей внешностью и характером? Или вообще весь сюжет скопирован с другого фильма или книги?!

В некоторых случаях нечто нам только кажется знакомым – мы просто сталкиваемся с scènes à faire. Так называются обязательные сцены, без которых невозможны те или иные жанры. Попытайтесь вспомнить детектив без убийства или боевик без погони!
Но порой режиссеры и продюсеры все-таки заимствуют идеи друг у друга. Нарочно или случайно – обычно история умалчивает. Но вот о самих последствиях часто трубят все СМИ. О некоторых наиболее примечательных случаях я и расскажу в этой статье.

«Марсианин» (The Martian, 2015)
Наверняка вы слышали о споре по поводу авторства «Марсианина». Конечно, довольно нелепо и смешно слышать, как российский сценарист еще не отснятого фильма Михаил Расходников судится с компанией «Двадцатый век Фокс СНГ» по поводу ленты «Марсианин». В сентябре 2015 г. он подал в суд, утверждая, фильм – плагиат, и требует признать его автором сценария, а также выплатить компенсацию в размере 50 млн. рублей. В ноябре Расходников проиграл суд, но готовит апелляцию. To be continued…

«Напролом» (Lockout, 2011)
В прошлом году Джон Карпентер, режиссер фильма ужасов «Нечто», послужившего основой относительно недавнего приквела, подал в суд на создателей боевика «Напролом» – режиссера Люка Бессона и сценаристов Стивена Ст. Леджера и Джеймса Мэтера. Он обвинил их в плагиате его фильма «Побег из Нью-Йорка» (1981). Сходство героев и сюжетных линий привело к тому, что суд признал Бессона и Ко виновными и обязал выплатить компенсацию в размере €20 тыс. – Карпентеру, €10 тыс. – сценаристу «Побега из Нью-Йорка» Нику Каслу и €50 тыс. студии Metro-Goldwyn-Mayer.

«Аватар» (Avatar, 2009)
В декабре 2011 г. на режиссера Джеймса Кэмерона, поразившего мир в целом, и украинских зрителей в частности, фантастическим боевиком «Аватар», подали в суд. Некий Джералд Моравски обвинил его в нарушении условий договора, обмане и неумышленном введении в заблуждение. В 1991 г. Моравски с Кэмероном договорились о создании фильма, очень похожего по сюжету на «Аватар» – Guardians of Eden. Но лента так никогда и не вышла.
В начале 2013 г. Кэмерон выиграл суд, доказав, что сам придумал идею.

«Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Sorcerer's Stone, 2001)
Франшиза «Гарри Поттер» стала самым популярным фэнтези, вероятно, даже, популярнее «Властелина колец». И здесь тоже не обошлось без скандала: в течение двух лет известная английская писательница Дж.К. Роулинг судилась с издательством другого писателя, на тот момент уже покойного Эдриана Джэйкобса. Наследники прав последнего – сын и внук – утверждали, что Роулинг украла множество идей из книги The Adventures of Willy the Wizard: Livid Land. Они требовали ни много ни мало £500 млн. Но в январе 2011 г. Роулинг выиграла, а представителям наследников Джэйкобса пришлось самим выплатить незначительную компенсацию.

«Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992)
Поклонники Квентина Тарантино знают, что тот с детства любит кино и смотрит его очень много. Неудивительно, что какое-то время он даже работал в видеосалоне. Вероятно, именно тогда он и увидел криминальный боевик «Город в огне» (1987) режиссера Ринго Лама. Последний не подавал на Тарантино в суд, денег не требовал, но многие посмотревшие оба фильма утверждают, что их ключевые поворотные моменты и многие кадры очень похожи.

«Поездка в Америку» (Coming to America, 1988)
Эдди Мерфи уже не тот. Но раньше он был неплох, а иногда и крут, как, например, в этом фильме. К несчастью для студии внимание на «Поездку» обратил и сценарист Арт Бухвальд – в 1982 г. он написал тритмент (это краткое содержание сценария своими словами) для студии Paramount – в нем правитель некой африканской страны, которого должен был играть – кто бы удивился! – Мерфи, приезжает в США. Студия отказалась, и Бухвальд продал права студии Warner Brothers. Однако в 1988 г. Paramount выпустила комедию с той же основной сюжетной линией, да еще и с тем же Мерфи. Бухвальд подал в суд, но Paramount пошла на мировую и выплатила ему $150 тыс.

«Терминатор» (The Terminator, 1984)
Тот самый фильм, над концовкой второй части которого парни обычно вытирают слезы. Первая же часть опечалила сценариста и актера Хэрлана Эллисона – он написал сценарий двух эпизодов американского сериала «За гранью возможного» (1963-1965): в одном робот, внешне не отличимый от человека, прибывает из будущего, а во втором – в наше время из будущего попадает солдат, за которым прибывает еще один, пытающийся его убить. Компания Orion Pictures решила не судиться и указала Эллисона в титрах – фильм уже вышел в кино, потому имя занесли уже в версиях для home video-проката. Также Эллисон получил компенсацию.

«Чужой» (Alien, 1979)
Сценарий к классике фантастического триллера с элементами ужасов написал Дэн О’Бэннон, но писатель Альфред Ван Вогт решил, что тот черпал вдохновение в его рассказе «Черный разрушитель» и продолжении «Этюд в алых тонах», опубликованных в 1939 г.  В первом рассказе речь идет об инопланетной форме жизни, убивающей экипаж корабля, а во втором – о том же корабле, натыкающемся в космосе на пришельца, который пытается продолжить свой род, откладывая в членах экипажа яйца.
Ван Вогт проиграл суд, но есть те кто считают, что за молчание он получил $50 тыс.

«Рокки» (Rocky, 1976)
Многие поклонники знают, что Сильвестр Сталлоне смотрел поединок малоизвестного Чака Уэпнера с Мохаммедом Али, и использовал его как основу для фильма. Уэпнер хотел свою долю, и Сталлоне пообещал пригласить его как-нибудь потом на съемки. Это «потом» затянулось на 20 лет, и Уэпнер подал в суд. В 2006 г. Сталлоне пошел на мировую и откупился. Сумма не разглашалась.

The Asylum
Было бы преступлением ни слова не сказать об этой американской студии. Треш ее производства ВСЕГДА копирует чьи-либо идеи. «Трансморферы», «Форсаж: Демон скорости», «Война миров Г.Д. Уэллса», «Титаник 2», «Джек – убийца великанов» и т.д.
Обычно на нее не обращают внимания – это выше достоинства студий. Но в 2012 г. студия Universal все-таки не выдержала и подала в суд за создание фильма – и почти идентичного постера! – «Американский боевой корабль», который копировал фантастический боевик «Морской бой». Позже Universal забрала иск в обмен на смену названия ленты от Asylum на «Американские боевые корабли» (American Warships).

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

by Дарья

by Дарья